Логические уровни восприятияКонцепция логических уровней восприятия,
называемых также логическими уровнями НЛП, логическими уровнями мышления
и уровнями личностных изменений, хорошо помогает замечать изменения,
происходящие с взглядом на вещи индивида, организации или социального
сообщества. Она разработана Робертом Дилтсом и основана на понятии
"нейрологических уровней", предложенном Грегори Бейтсоном. Шесть логических уровней
Пример Если бы я не хотел оказаться там, я должен был бы изменить своё поведение. Возможный выбор - можно выйти прогуляться. Можно направиться к двери и выйти наружу. Можно начать издавать вопли и кричать: "Помогите!" - в надежде, что кто-нибудь поможет покинуть здание и т.п. Избираемое мною поведение зависит от моих способностей и поведенческих стратегий. Если мне разрешено покидать здание без специального разрешения, то "направиться к двери и выйти наружу" является реальной возможностью. С другой стороны, моей стратегией может стать получение помощи извне (тогда я начну издавать вопли и взывать о помощи). Или, если я не хочу работать в своей организации и мне необходим хоть какой-то источник доходов, моей стратегией может стать "бегство в болезнь", когда моё заболевание настолько серьёзно, что я получаю длительную нетрудоспособность и освобождение от работы по состоянию здоровья. Разве вам не знакомы случаи такого сознательного или бессознательного поведения? Мои способности и линия поведения будут зависеть от моих убеждений и ценностей. Если я убеждён, что легко найду другую работу, которая сможет обеспечить необходимый семье доход, вряд ли "бегство в болезнь" станет моим выбором. Мои ценности и убеждения определяются моим личностным своеобразием и представлениями о самом себе. Если я представляюсь себе успешным человеком, весьма вероятно, что я буду иметь убеждение, что легко смогу найти другую работу или даже создать свой собственный бизнес. Набор навыков и представлений, составляющих моё личностное своеобразие, во многом зависит от моих жизненных целей - от того вклада, который я хочу внести в общество, и т.д. Устойчивые изменения Изменения на более низком уровне (например, на уровне окружения: переезд на новое место жительства в другой город) не обязательно влекут за собой (хотя и могут иногда) изменения на более высоких. Напротив, изменения на более высоких уровнях (например, на уровне убеждений) явственно влияют на более низкие уровни, что хорошо показывает приведённый нами пример.
Далее мы представим на суд читателя несколько иной ракурс предмета обсуждения, а также дадим упражнение, которое поможет вам в достижении личностной согласованности, при которой все ваши логические уровни должны взаимно соответствовать друг другу. Как понять другого человека Важной отличительной особенностью логических уровней является то, что непосредственному наблюдению у других людей доступны только два из них - поведение и окружение. Вы можете видеть лишь, что делают другие люди, а также когда, где и с кем. Безусловно, это даст вам и некоторые представления об их способностях, стратегиях, ценностях, убеждениях и т.д. Для того чтобы убедиться в своих представлениях, вам придётся вовлечь других в обсуждение этих предметов. Кода в разговоре с другим вы затронете более высокие логические уровни, то получите более глубокое представление об этом человеке, а также почему он ведёт себя именно таким образом. Как часто, разговаривая с важным для вас человеком, вы говорите лишь о погоде (окружение) и о том, что он делает (поведение), а не о его представлениях о самом себе (личностное своеобразие и призвание), не о его убеждениях и ценностях. Для того чтобы такой разговор стал возможным, нужно создать атмосферу, в которой каждый из вас, приоткрывая своё внутреннее Я, будет чувствовать себя в безопасности. Пример с обучением Несколько лет назад я работал профессором-адъюнктом статистики в Университете провинции Нью-Брансуик. На факультете медицинских сиделок в первом семестре последнего года обучения требовалось прохождение курса статистики. Этот курс имел устойчиво плохую репутацию главным образом из-за того, что преподававшие профессора рассматривали его как сугубо математический. Нетрудно догадаться, что большинство слушателей факультета медицинских сиделок испытывали с этим курсом трудности. Каждый год внутри студенческой массы выражалось недовольство курсом, раздавались просьбы о помощи. Наступила и моя очередь преподавать этот курс! Перед дальнейшим рассказом давайте взглянем на ситуацию сквозь призму логических уровней. Студент(ка) факультета медицинских сестёр Дух и намерения (причастность к более крупной системе): оказание значимого содействия всем людям, которым требуется медицинская помощь, поддержка или облегчение страданий. Личностное своеобразие и призвание: высококвалифицированный медицинский работник, осуществляющий сопроводительные медицинские услуги для людей на период необходимости. Убеждения и ценности: человек имеет квалификацию и обязанности медицинской сиделки для того, чтобы помогать нуждающимся в медицинском уходе. Другим существенным убеждением многих из студентов факультета медицинских сиделок являлось то, что они не имеют способностей к математике (перед началом занятий по курсу многие из студентов заходили ко мне, выражали озабоченность наличием курса, заявляли о своей неспособности к математике и утверждали, что именно эта неспособность повлияла на выбор будущей специальности после окончания средней школы). Способности и стратегии: множественные положительные способности и навыки для осуществления обязанностей медицинских сиделок. Недостаточные (в некоторых случаях функционально недостаточные) математические способности и навыки. Поведение: поведение профессионально компетентного медицинского работника при осуществлении работы по уходу за больными. Неадекватное поведение при необходимости осуществления "математических" действий и процедур - в некоторых случаях почти "парализованное", сопровождающееся бездействием либо плачем. Окружение: необходимость работы по уходу за больными, сочетаемая с необходимостью сбора и математической обработки данных. Мой подход к преподаванию курса: я посетил университетскую библиотеку и нашёл в медицинских журналах множество примеров использования статистики в медицине. Я применял их для обсуждения на семинарах и для домашних заданий. В результате курс стал восприниматься не математическим (статистика), а как курс развития дополнительных навыков, необходимых для осуществления грамотного ухода за больными. Для меня это был восхитительный опыт, а студенты имели поразительные успехи. Во втором семестре многие из студентов в качестве составляющей своих дипломных проектов взяли статистическую обработку результатов массового медицинского обследования жителей провинции Нью-Брансуик. А теперь попробуйте ответить на вопрос, почему мой подход оказался плодотворным, а подход других профессоров нет, анализируя ситуацию с позиции концепции логических уровней. Можно ли использовать аналогичный подход относительно ваших взаимоотношений в семье, с подчинёнными и сослуживцами, чтобы помочь им взглянуть на ситуацию по-новому и использовать их собственные резервы для сознательного преодоления затруднений? Согласование логических уровней для достижения личностной конгруэнтности Для многих из нас логические уровни находятся за пределами зоны сознательной компетентности. Но, сознаём мы это или нет, логические уровни оказывают значительное влияние на наши жизненные проявления. Следующее упражнение поможет вам: 1. Осознать, что именно влияет на то, как идёт ваша жизнь. 2. Идентифицировать возможные внутренние конфликты. 3. Выявить те осуществимые изменения, которые вы сможете сделать для того, чтобы привести свои логические уровни в более согласованное состояние и достичь более высокого уровня личностной конгруэнтности (разрешение внутреннего конфликта). Я предлагаю вам выполнить это упражнение не спеша и составить список ваших ответов. Дух и намерения:
что является вашей задачей, какое воздействие вы хотите оказать на
более крупную систему (семью, сослуживцев, людей, нуждающихся в вашей
услуге либо продукте, общество в целом)? Личностное своеобразие и общественная роль: кто вы, какова отведённая вам роль? Соответствует ли ваша роль вашей цели? Что необходимо изменить? Убеждения и ценности: каковы ваши представления о самом себе, о других, о мире в целом? Помогают ли эти убеждения соответствовать вашей роли? Что вы цените в себе, в других, в окружающем мире? Гармонично ли сочетаются ваши ценности с вашей ролью? Существуют ли другие убеждения и ценности, которые вы могли бы принять и которые могли бы быть в большей гармонии с вашей ролью? Способности и стратегии: каковы ваши
умения? Что можно сказать о ваших программах и методах действия? Не
нуждаетесь ли вы в развитии новых способностей, в овладении новыми
методами, в разработке и корректировке планов действия? Находятся ли они
в соответствии с более высокими логическими уровнями? Если нет, то что
необходимо изменить? Если вам необходимо развить умения и навыки,
пройдите дополнительное обучение. Может быть, изменить методы и планы
действия? Или, получив эту новую информацию, вы почувствуете
необходимость осмыслить заново свою цель, свою роль в окружающем мире,
свои убеждения и ценности? Роджер Эллертон сертифицированный тренер НЛП, сертифицированный консультант по менеджменту, соучредитель и управляющий партнёр компании Renewal Technologies. С ним можно связаться через сайт компании www.renewal.ca. Приведенная статья является отрывком из книги «Воплоти мечту - подружись с реальностью: об НЛП и здравом смысле для тренеров, управляющих и Вас лично». Copyright © 2003, Renewal Technologies Inc. All rights reserved. © 2006, Алексей Котко, перевод с английского Источник: http://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=222&did=716 | |||||||||||||
Категория: НЛП | Добавил: admin (10.11.2011) | |||||||||||||
Просмотров: 3212 |
Логические уровни восприятия